Цветовая гармония
Цветовая гармония – это сочетание цветовых множеств или отдельных цветов, которое являет собой органическое целое и пробуждает эстетическое переживание.
В дизайне гармония цветов являет собой определённое цветовое сочетание, с учётом основополагающих характеристик цвета:
- светлоты;
- цветового тона;
- формы;
- насыщенности;
В А также цветовая гармония зависит от занимаемых этими цветами на плоскости размеров, их взаимного сочетания в пространстве, которое становится результатом цветового единства и в эстетическом плане наиболее благоприятно воздействует на человека.
В цветовой теории круг цвета содержит в себе все видимые человеком цвета – от фиолетового до красного. На круге цветов видно, как эти цвета взаимодействуют между собой и можно определить согласно определённым правилам гармоничные сочетания цветов между собой.
Белый, серый и чёрный цвета не являются цветами в строгом понимании этого термина и потому не обозначены на круге цветов. Они являются нейтральными тонами.
Признаки гармонии цвета:
- Сглаженность и связь. Факторы, связывающие цвета между собой: ахроматичность, монохромность, налёты или объединяющие примеси (примесь серого, белого или чёрного), гамма, сдвиг к определённому цветовому тону.
- Контраст или единство противоположностей. Виды контраста: по насыщенности – смешанные и чистые; по яркости – белый - чёрный, светлый – тёмный; по цветовому тону – контрастные или дополнительные сочетания.
- Равновесие – цвета, составляющие композицию, должны быть уравновешены.
- Мера – в гармоничной композиции ничего не нужно убирать или добавлять.
- Лёгкость и яркость восприятия;
- Возвышенное, то есть идеальное сочетание цветов;
- Стремление к красоте, прекрасному. Диссонансы или психологически негативные цвета недопустимы.
- Рациональность, порядок и организованность.
Цветовая гармония должна избегать взаимодействия цветов в среднем интервале круга: оранжево-пурпурного, зелёно-оранжевого, фиолетово-голубого. Как считает Гёте, эти цвета не имеют ясности выражения. Они не далеки и не близки между собой.
Для большинства зрителей сочетания цветов, которые в просторечии называются «гармоничными», преимущественно состоят из тонов, близких друг другу. Или же из разных цветов, которые обладают одинаковой светосилой. Этим сочетаниям в основном не свойственна ярко выраженная контрастность.
Схема цветовой гармонии Р. Адамса
|
Круг Освальда.
|
Цветовая гармония. П.В. Лесовой. 2005 г.
|