Пушкин Александр Сергеевич

Рисунки и портреты персонажей, сделанные великим поэтом

 
   
 
Главная > Статьи > Пушкин > 9 июня 1817 год

Пушкин. Страница 6

Пушкин

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46

3

9 июня 1817 года, после экзаменов в Лицее, состоялся выпускной акт. По окончании Лицея Пушкин был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.

Пушкин провел в Петербурге три года (1817—1820), причем два раза — в 1817 и в 1819 годах — ездил летом в Михайловское, имение матери. «Причисление» к Коллегии иностранных дел, «впредь до поступления на штатное место», было лишь формой и нисколько не стесняло поэта. Он вел жизнь, которую сам потом называл «рассеянной». Пушкин вращался среди столичной дворянской интеллигенции, преимущественно среди литераторов и артистов. Он бывал у княгини Авдотьи Голицыной, за которой одно время ухаживал, у А. Н. Оленина, где произошла его первая встреча с А. П. Керн, у Никиты Всеволожского, где с весны 1818 года происходили собрания общества «Зеленая лампа»; с 1818 года он сделался одним из постоянных гостей князя А. А. Шаховского; вместе с тем продолжались его дружеские отношения с Чаадаевым, начавшиеся в Царском Селе; он посещал также и «общество умных» у Николая Тургенева и Никиты Муравьева; к этому же времени относится и сближение его с П. А. Катениным.

Одним из увлечений Пушкина был театр. До открытия в 1818 году Большого каменного театра спектакли всех жанров шли в Малом театре. Пушкина интересовали преимущественно драматические и балетные спектакли. Театральные его впечатления отразились впоследствии в первой главе «Евгения Онегина». В 1815—1820 годах усилились связи русского театра с литературной и общественной жизнью: он все более становился ареной борьбы литературных и общественных партий. Театральная полемика по вопросам репертуара и школы игры занимала видное место в «Сыне отечества» и в других журналах. Ожесточенные театральные прения велись у Шаховского. Свои театральные взгляды Пушкин высказал в неоконченной статье «Мои замечания об русском театре», где с презрением говорил о той публике, которая является «из казарм и совета занять первые ряды абонированных кресел», но которая равнодушна к судьбам искусства («к тому же русского», — добавляет Пушкин; XI, 10).

Годы, проведенные Пушкиным в Петербурге (1817—1820), были годами большого общественного возбуждения после наполеоновских войн. Мощный патриотический подъем, вызванный победой над врагом, сочетался в передовом русском обществе с горячим желанием видеть Россию преобразованной на новых политических началах. Бессмысленность надежд на царские реформы становилась все более очевидной. Организация реакционного Священного союза во главе с Александром I для подавления революционного движения в Европе, а внутри страны — чудовищная крепостническая эксплоатация, цензурный гнет, военные поселения, — все это способствовало росту оппозиционных настроений и привело к образованию тайных политических обществ — Союза спасения (1816—1817) и Союза благоденствия (1818—1821). Программа декабристов заключала в себе требования ликвидации крепостного права и замены самодержавия конституционной монархией или республикой (о форме правления велись споры, но уничтожение абсолютизма было общим желанием деятелей тайных обществ).

Сам Пушкин не входил в тайное общество, но был связан дружбой или знакомством со многими из его членов. По словам Вяземского, «хоть он <Пушкин> и не принадлежал к заговору, который приятели таили от него, но он жил и раскалялся в этой жгучей и вулканической атмосфере».

Пушкин был в постоянном общении с членами тайного общества, с которыми встречался у Николая Тургенева и у Чаадаева: членом тайного общества был и лицейский друг Пушкина — И. И. Пущин. Пушкин догадывался о существовании тайного общества и хотел вступить в него. С другой стороны, и у Пущина возникала мысль о его принятии. Однако Пущин сомневался в необходимости вовлечения молодого поэта в тайное общество.

Политические события на Западе (в Германии убийство Коцебу Карлом Зандом в марте 1819 года; испанская революция в январе 1820 года; убийство герцога Беррийского Лувелем во Франции в феврале 1820 года) отозвались и в России, с одной стороны, усилением правительственной реакции, а с другой — активизацией наиболее передовых элементов дворянского общества. Мистицизм, давно уже свивший гнездо при дворе, с 1819 года был одним из орудий правительственной реакции и использовался, при помощи деятелей Библейского общества, для борьбы с просвещением и всяким свободомыслием.

Все эти события политической жизни в России и на Западе остро воспринимались Пушкиным, способствовали дальнейшей эволюции его мировоззрения по пути отрицания существовавших порядков. В его лирике петербургского периода отражены его связи с передовыми кругами вольнолюбивой молодежи, связанными с тайными организациями декабристов.

Участие Пушкина в «Зеленой лампе», этом вольном кружке Союза благоденствия, отражено в ряде его стихов, адресованных членам кружка — Энгельгардту, Всеволожскому и др. В этих стихах Пушкин бросал вызов воинствующему мистицизму. Официальному ханжеству и лицемерию он противопоставлял независимость мнений, личную свободу, религиозное вольнодумство. Политическая тематика господствует в пушкинской лирике 1817—1820 годов. Тотчас по выходе из Лицея Пушкин стал выразителем передовых идей своего времени. Самым ярким проявлением раннего радикализма, господствовавшего в кругах Союза спасения, была пушкинская ода «Вольность» (1817), образцом для которой послужила одноименная ода Радищева. Агитационная сила этого стихотворения заключалась в страстном обличении деспотизма, рабства и в призыве к борьбе с «неправедной властью», которая взошла «в сгущенной мгле предрассуждений». Нарисованная здесь Пушкиным картина «страдания народов» носила характер резкого и гневного обобщения. Что же касается той положительной программы, которая отражена в этой оде, то она связана с идеологией просвещенного дворянства: идеальный строй требует крепкого сочетания «вольности святой» с «законами мощными». Казнь Людовика XVI, восшествие на трон «самовластительного злодея» Наполеона, — все это служит поучительным примером того, к чему приводит «неправедная власть». И казнь Людовика XVI и убийство Павла I осуждаются Пушкиным, как преступления против «вечного закона» (т. е. «естественного» права). «Секиру», отрубившую голову французского короля, он называет «преступною»; удары, поразившие Павла, — «бесславными». В этом отношении пушкинская ода по своему теоретическому содержанию умереннее известной оды Радищева, где восхваляется без всяких оговорок «право мщенное природы», которое «на плаху возвело царя» (английского короля Карла I). Но пафос революционного обличения и призыва к сопротивлению, с каким написана пушкинская ода, сделал из нее одно из самых значительных произведений декабристской агитационной литературы. «Вольность» сразу же разошлась по России в большом количестве списков.

К 1818—1819 годам относится несколько пушкинских «ноэлей», из которых до нас дошел только один «ноэль» — «Сказка», написанный по поводу конституционной речи Александра I в польском сейме в Варшаве в 1818 году. Пушкин высмеивает здесь наивные надежды на конституционную реформу свыше.
181

«Вольность». Автограф Пушкина

«Вольность». Автограф Пушкина.

Боевым революционным духом, пламенным патриотизмом проникнуто послание к Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...», 1818). В этом послании высказывается убеждение, что свобода будет установлена «на обломках самовластья», т. е. революционным путем: «Россия вспрянет ото сна». Это стихотворение стало одним из любимейших произведений всех поколений русских революционеров.

На политические темы дня Пушкин отзывался резкими эпиграммами, из которых сохранились только некоторые: на А. С. Стурдзу («Холоп венчанного солдата»), на Аракчеева («Всей России притеснитель»), на Фотия, на А. Н. Голицына, наконец, на самого Александра I («Воспитанный под барабаном...»). Дошедшая до нас эпиграмма на Карамзина с присущим Пушкину лаконизмом раскрывает реакционную концепцию «Истории государства Российского».

Теме освобождения крестьян посвящено стихотворение «Деревня», написанное в 1819 году под непосредственным впечатлением от поездки в Михайловское летом этого года. Яркое обличение крепостного рабства, бесчеловечности и жестокости «барства дикого», которое насильственно присвоило «и труд, и собственность, и время земледельца», сделало это стихотворение документом революционной агитации, несмотря на то, что методы борьбы с рабством и здесь (как в оде «Вольность») провозглашались умеренные — распространение идей «свободы просвещенной». «Деревня» преследовала цели легальной пропаганды, в духе Союза благоденствия, и получила широкое распространение в списках.

В стихотворных посланиях Пушкина друзьям немалое место занимают мотивы политические: язвительные замечания «насчет небесного царя, а иногда насчет земного» («NN» — В. В. Энгельгардту), полемические выпады против казарменно-бюрократического Петербурга — «мертвой области рабов» и «капральства» («Всеволожскому») и т. д. Те же мотивы развиваются и в других дружеских интимных посланиях, которые вообще являются преобладающим жанром лирики Пушкина 1818—1819 годов. Так, в послании к А. Ф. Орлову говорится о «презренной палке палача», т. е. о телесных наказаниях в армии, в послании к князю А. М. Горчакову — о «святых невеждах», «почетных подлецах», о «мистики придворном кривляньи» и т. д. И мотивы эпикуреизма, содержащиеся в стихотворениях этих лет, приобретали особый смысл в связи с религиозно-мистическим направлением, которое, постепенно усиливаясь, в 1819 году стало основой реакционной правительственной политики. Песни «легкокрылой любви», «легкокрылого похмелья», молодости и вакхического веселья являлись дерзким вызовом по адресу показного благочестия, которым прикрывалась правительственная реакция.

Духом борьбы с ханжеской моралью в жизни и литературе проникнута и поэма «Руслан и Людмила», законченная в марте 1820 года.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Пушкин Александр Сергеевич. Сайт поэта и писателя»