Пушкин Александр Сергеевич

Рисунки и портреты персонажей, сделанные великим поэтом

 
   
 
Главная > Статьи > Пушкин > принципами своего творчества

Пушкин. Страница 44

Пушкин

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46

Еще через тридцать лет родоначальник пролетарской литературы М. Горький в своей «Истории русской литературы» указал на решающее значение Пушкина для русской литературы. Пушкин для М. Горького — «великий русский народный поэт..., поэт, до сего дня никем не превзойденный ни в красоте стиха, ни в силе выражения чувства и мысли, поэт — родоначальник великой русской литературы» (103). «Он <Пушкин> у нас — начало всех начал», — писал М. Горький в другом месте (в письме к П. Максимову от 10 сентября 1911 года). Конечно, революционным демократам, и тем более Горькому, высоко ценившим колоссальное значение пушкинского творчества, вместе с тем были чужды и трактовка Пушкиным исторической роли «просвещенного дворянства» и его упования на то, что политическая свобода будет достигнута путем распространения гуманизма и просвещения. Но Пушкин, по словам Белинского, «принадлежит к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее» (XI, 189). Вот почему воздействие Пушкина на передовую русскую литературу было отмечено всеми, кто пытался проследить пути ее дальнейшего развития.

Важнейшими особенностями пушкинского творчества являются его пламенный патриотизм, гордость великим прошлым своей родины, уверенность в ее великом будущем, вера в могучие силы своей страны и своего народа, освободившего мир от деспотизма Наполеона.

«Только революционная голова... может любить Россию — так, как писатель только может любить ее язык.

Все должно творить в этой России и в этом русском языке», — записал Пушкин однажды в одной из своих тетрадей (XII, 178).

Патриотизм Пушкина был органически связан с его свободолюбием, враждой ко всяким формам угнетения и рабства. Отношение Пушкина к революционным течениям 20-х годов в России было отношением идейного соучастия: Пушкин не только «испытывал влияние» декабристов, но и сам, своим творчеством способствовал формированию их мировоззрения.

Определяя значение поэтического труда своей жизни, сам Пушкин, конечно, не случайно увидел это значение именно в «чувствах добрых» («Памятник», 1836). «Чувства добрые», — не просто доброта, — это новое понятие о человеке, не отделимое от идеи свободы. Вот почему в вариантах этого стихотворения Пушкин ставит себе в заслугу то, что «вслед Радищеву» «восславил свободу».

Насыщенность творчества Пушкина передовыми идеями своей эпохи явилась причиной той ожесточенной борьбы, которая велась вокруг его имени на протяжении многих десятилетий. Идеологи консервативных направлений стремились обеднить содержание его произведений, затушевать их освободительное движение. Достаточно напомнить об искажении Достоевским смысла пушкинского творчества как якобы призыва к «смирению» или о попытках сторонников «чистого искусства» представить Пушкина своим союзником. Реакционным трактовкам исторической роли великого поэта дали отпор революционные демократы 40—60-х годов, а позднее марксистская критика. Окончательный удар всякого рода буржуазно-дворянским легендам о Пушкине нанесен в наше время, когда наше литературоведение правдиво раскрыло облик поэта.

Писатель национальный, в самом истинном смысле этого понятия, Пушкин воплотил в своем творчестве черты русского народа: героический патриотизм, преданность свободе, широту и ясность ума, твердую волю в осуществлении своих стремлений, глубокую любовь к созидательному труду. Вера в богатство духовных сил русской нации вдохновляла Пушкина на борьбу с реакционерами, презиравшими все русское. Пушкин высоко ценил и глубоко изучал лучшие завоевания культуры других народов, но

Могила Пушкина в Святогорском монастыре. Литография Клюквина по рисунку с натуры Соколова (1837 г.)

Могила Пушкина в Святогорском монастыре. Литография Клюквина по рисунку с натуры Соколова (1837 г.).

последовательно выступал на протяжении всей своей деятельности за развитие национальной самобытности русской культуры, против подражательности кому бы то ни было в литературе и жизни. Выше уже говорилось о том, с каким презрением Пушкин относился к аристократам-нигилистам, черты которых воплощены в образах графа Нулина или Корсакова из «Арапа Петра Великого», с каким проникновением вскрыл он печальные результаты воспитания Онегина «французом убогим». К вредоносному влиянию антинационального воспитания Пушкин возвращался с особенной настойчивостью, показывая, что для дворян-крепостников француз-учитель представлял интерес только лишь своим нерусским происхождением.

Обличением слепого преклонения перед иноземным Пушкин продолжал традиции предшествовавших ему лучших представителей передовой русской культуры.

Пушкин явился основоположником русского национально-самобытного классического реализма, открывшего новую эпоху в художественном развитии человечества. Реалистический метод пушкинского изображения человека был принципиально новым в русской литературе; он был глубоко прогрессивным и в общем процессе мирового литературного развития, воплотив в себе с наибольшей полнотой принцип изображения типических характеров в типических обстоятельствах. Человек вошел в литературу в его конкретности — исторической, национальной и социальной. Абстрактного человека, наделенного либо общечеловеческими свойствами, либо индивидуальными особенностями, но показанными вне органической и прямой зависимости от времени и среды, мы еще встречаем в ранних романтических поэмах Пушкина. Но в «Евгении Онегине», «Борисе Годунове», «Полтаве», «Капитанской дочке», «Пиковой даме» и других его реалистических произведениях человек конкретен. Конкретность эта не ограничивается тем, что характеристика героя «расцвечивается» историческим и социальным колоритом; происходит нечто более значительное: характеры и типы показываются как отражающие движение истории, как следствие истории.

В реалистических произведениях Пушкина типическое выражает «сущность данной социальной силы», «соответствует сущности данного социально-исторического явления». Пушкин с такой яркостью воплотил в своем творчестве характернейшие особенности русского национального характера, развития русской жизни, что его произведения сохранили свое бессмертное познавательное и воспитательное значение в борьбе против всего старого, отживающего, за утверждение нового, передового.

Этими принципами своего творчества Пушкин открыл новые пути к дальнейшему развитию русской литературы.

Социально-исторические черты не отделимы от национальных. Пушкин утверждает зависимость «особенной физиономии» народа от исторических, природных и культурных условий. Прогрессивность пушкинского понимания и отстаивания национального своеобразия сочетается с уважением к другим нациям.

В «Памятнике» Пушкин предвидел и заранее приветствовал культурное развитие как своего народа, так и других народов. Он проявлял живой интерес к жизни и культуре различных национальностей, населявших Россию. Об этом говорят описания нравов и быта черкесов в «Кавказском пленнике», «Татарская песня» в «Бахчисарайском фонтане» или песня Земфиры из «Цыган», представляющая собой перевод молдавской народной песни. В творчестве Пушкина отразились образы и мотивы украинского фольклора (стихотворения «Казак», «Гусар», образ кобзаря в «Полтаве» и т. д.). О грузинсхих песнях говорится в «Путешествии в Арзрум». В архиве Пушкина сохранились записи украинской песни «Чорна роля заорана» и казахского предания о батыре Косу-Корпече и его возлюбленной Баян-Слу. Все это свидетельствует о широте, разносторонности Пушкина, его близости к народной жизни и народному творчеству.

Могила Пушкина в Святогорском монастыре. Фотография (1949 г.)

Могила Пушкина в Святогорском монастыре. Фотография (1949 г.).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Пушкин Александр Сергеевич. Сайт поэта и писателя»