Пушкин Александр Сергеевич

Рисунки и портреты персонажей, сделанные великим поэтом

 
   
 
Главная > Статьи > Пушкин > По свидетельству И. И. Пущина

Пушкин. Страница 3

Пушкин

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46

В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», где Пушкин впервые пытался дать развернутую картину войны, народу посвящены проникновенные, пафосные строки:

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем возжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья...

В этих словах Пушкин отразил черты русского национального характера, которые так ярко проявились в эпоху Отечественной войны. Здесь обобщены многочисленные факты, которые были у всех на устах, о которых. Пушкин читал в «реляциях», слышал от очевидцев. Слова Пушкина «Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья» передавали действительные настроения народа.

В 1814 году Пушкин писал с глубокой скорбью:

Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни...

(«Воспоминания в Царском Селе»).

Как бы лирическим обобщением чувств и дум о Москве, о ее героическом значении в разгроме французских полчищ и освобождении родины явились написанные много лет спустя задушевные строки в VII главе «Евгения Онегина»:

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Пушкин, свидетель великих событий 1812 года, вынес из своих живых впечатлений глубокую веру в русский народ, освободивший от наполеоновской тирании не только свою землю, но и порабощенную Европу. Об этой всемирно-исторической миссии России Пушкин еще в 1815 году писал:

Народы, падшие под бременем оков,
Тяжелой цепию с восторгом потрясали
И с робкой радостью друг друга вопрошали:
«Ужель свободны мы?.. Ужели грозный пал?..».

(«На возвращение...»).

Представление о России — спасительнице Европы, подтвержденное историей, воплотил Пушкин и в строках, написанных много лет спустя,

Царскосельский лицей (г. Пушкин). Гравюра Ж. Мойера (1822 г.)

Царскосельский лицей (г. Пушкин). Гравюра Ж. Мойера (1822 г.).

в 30-х годах, когда он осознал значение Отечественной войны в полной мере:

... в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир,
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир...

(«Клеветникам России»).

Огромный общественный резонанс, который вызвала Отечественная война, звучал по-разному в различных общественно-политических лагерях, между которыми в результате войны резко обозначились непримиримые противоречия. Историческое значение войны, ее движущие силы стали ясны для Пушкина, конечно, позже, в пору идейной и творческой зрелости (об этом ниже). Но наблюдения ранней юности не могли пройти бесследно. Вопрос об оценке войны вызывал споры и в журналах и в среде офицерской молодежи, с которой Пушкин общался еще в Лицее. Если идеологи реакции всячески старались придать монархический и мистико-религиозный смысл событиям, трактуя победу как дело рук царя, как подвиг дворянства и как «божью волю», то совершенно иначе оценивали итоги войны передовые русские люди, видевшие в победе над Наполеоном подвиг русского народа. В годы войны демагогическая «свободолюбивая» фразеология Александра I производила некоторое впечатление, но вскоре иллюзии (отразившиеся в кое-каких лицейских стихах Пушкина, например, на возвращение императора из Парижа) рассеялись. Патриотизм рождал сопротивление силам реакции и вел к поискам путей борьбы за освобождение родины от цепей деспотизма. Из участников Отечественной войны — офицеров составилось ядро тайных декабристских организаций. Декабрист П. Беляев с гордостью писал: «Первые члены тайного общества были большей частью военные, прошедшие победоносно всю Европу до Парижа». Понятно, почему первое тайное общество называлось «Обществом истинных и верных сынов отечества». Эти же корни героического патриотизма питали все творчество Пушкина, его стремление к народности, его свободолюбие, возраставшее и укреплявшееся вместе с ростом передовой общественной мысли.

2

По свидетельству И. И. Пущина, Пушкин был во главе литературного движения сначала в стенах Лицея, а затем и вне его.

Благотворное влияние оказала на Пушкина литературная атмосфера Лицея. Среди товарищей Пушкина были поэты: Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский. Писали стихи и многие другие. Лицеисты издавали свои рукописные журналы («Лицейский мудрец», 1815, и др.), для которых всегда находилось достаточно сотрудников; с 1814 года произведения лицейских поэтов — Дельвига, затем Пушкина, Илличевского и Кюхельбекера — стали появляться в печати.

Первым печатным выступлением Пушкина было послание «К другу стихотворцу», напечатанное в июле 1814 года в «Вестнике Европы». В январе 1815 года на публичном экзамене при переходе на «окончательный» курс Пушкин читал перед Державиным свои «Воспоминания в Царском Селе», которыми привел в восторг патриарха русской поэзии. После триумфа на экзамене Пушкин — уже признанный поэт не только лицейского масштаба. Когда стихотворение было напечатано, под ним впервые была поставлена его полная подпись: «Александр Пушкин» (прежде он подписывался анаграммой или шифром: «Александр Н. к. ш. п.», «1 ... 14—16» и др.). Товарищи видели в Пушкине будущую славу Лицея. Дельвиг в 1815 году счел возможным печатно пророчить ему бессмертие:

Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением.
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.

(«Пушкину»).

Актовый зал Лицея. Литография П. Бореля (1856 г.)

Актовый зал Лицея. Литография П. Бореля (1856 г.).

Жуковский в начале 1817 года подарил Пушкину своего «Певца в Кремле» с надписью: «Поэту-товарищу». Его посещали в Лицее и Батюшков и князь Вяземский. Молодым поэтом заинтересовался и Карамзин, поселившийся весной 1816 года в Царском Селе. Еще до окончания Лицея Пушкин был принят в «Арзамас», причем получил прозвище «Сверчок».

В первый период творчества — с отроческих лет до 1820 года, когда закончена была поэма «Руслан и Людмила», — Пушкин является преимущественно лириком. Попытки его в области других литературных жанров — поэмы «Монах» и «Бова» — остались незавершенными. Лицейская лирика Пушкина почти не выходила за пределы тех видов поэтического творчества, которые культивировались карамзинской школой и господствовали тогда в поэзии. Это были дружеские послания, сатиры, элегии, романсы и так называемые «разные стихотворения», которые в поэтических сборниках того времени составляли отдел «смеси» (шутливые, анакреонтические и т. д.). Почти все эти формы представлены в лирике Пушкина-лицеиста. Но сквозь традиционные формы и темы уже тогда пробивалось его творческое своеобразие и самобытность.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46

>

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Пушкин Александр Сергеевич. Сайт поэта и писателя»