|
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46
Именем величайшего русского национального поэта Александра Сергеевича Пушкина обозначена целая эпоха в истории передовой русской культуры. Пушкин — родоначальник новой русской литературы, основоположник современного русского литературного языка. В своем творчестве, пронизанном страстным патриотизмом и свободолюбием, он отразил подъем национального самосознания русского народа периода Отечественной войны 1812 года и декабристского освободительного движения.
В произведениях Пушкина поставлены острейшие вопросы общественно-политического развития его времени, гневно осуждены социальные порядки самодержавно-крепостнической России, с глубоким проникновением отражены могучие созидательные силы русского народа, замечательные черты русского национального характера, в которых поэт видел залог великого будущего своей родины.
Об историческом периоде, к которому относится деятельность Пушкина, В. И. Ленин писал: «Крепостная Россия забита и неподвижна... Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ». К этим людям и принадлежал Пушкин. В его деятельности ярко выразилось понимание огромной силы художественного слова в идейном воспитании народа. «Пушкин, — по определению Горького, — первый почувствовал, что литература — национальное дело первостепенной важности..., он первый поднял звание литератора на высоту, до него недосягаемую: в его глазах поэт — выразитель всех чувств и дум народа, он призван понять и изобразить все явления жизни». В творчестве Пушкина отразилось его время со всеми противоречиями, деспотизмом самодержавия, крепостническим гнетом, восстанием декабристов, крестьянскими волнениями. В мировоззрении Пушкина сказались как сильные, так и слабые стороны дворянской революционности и дворянского просветительства, но он в своих художественных произведениях сумел понять прошлое России и «ее предназначенье» глубже, вернее, чем многие из его современников.
Творчество Пушкина отличается яркой национальной самобытностью. Высоко ценя и изучая достижения всей человеческой культуры, он в то же время резко выступал против пренебрежения передовыми национальными культурными традициями и слепого подражания иностранным образцам, которое было свойственно идеологам консервативного дворянства. Пушкин опирался на лучшие традиции предшествовавшей ему русской литературы. Он явился наследником великого просветителя Ломоносова, который, по его же словам, был «самобытным сподвижником просвещения», Державина, творческую смелость которого сравнивал с гением Суворова, «друга свободы» — Фонвизина. Радищев был дорог Пушкину как «рабства враг», страстный проповедник гражданского понимания роли поэта. При всем отличии взглядов Пушкина от убеждений сторонника крестьянской революции Радищева, он ставил себе в заслугу то, что «вслед Радищеву» «восславил свободу». Крылова Пушкин оценивал как «во всех отношениях самого народного нашего поэта (самого национального и самого популярного)», «представителя духа» своего народа (XI, 154, 567). Но великое значение Пушкина в истории русской литературы заключается в том, что он был новатором, зачинателем и основоположником школы художественного реализма. Этот огромный шаг в развитии русского и мирового искусства мог быть совершен Пушкиным потому, что его гений развивался в условиях всемирно-исторического подъема русского народа, освободившего свою страну и весь мир от деспотизма Наполеона и пробуждавшегося к борьбе за освобождение России от цепей самодержавия и крепостничества. Богатейшее историческое содержание этой эпохи и было почвой для расцвета пушкинского реализма. В его произведениях воплощены основы русской классической литературы — высокая идейность, патриотизм и свободолюбие, любовь к народу, единство совершенной художественной формы и богатой содержательности, простота и общедоступность. По словам Белинского, он «не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная...» (XI, 192).
Творческое наследие Пушкина является живым достоянием нашей социалистической современности; оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества» (Белинский, VII, 32).
Вечно дорогое для советского народа имя Пушкина И. В. Сталин назвал в числе великих деятелей, которые составляют славу и гордость русской нации.
Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня нов. ст.) 1799 года. Он происходил из старинного дворянского рода. Свое родословие Пушкины вели с XIII века. В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, Пушкины занимали видные места при дворе. В XVIII веке они отходят на задний план, смешиваясь с массой нечиновных помещиков.
Говоря впоследствии о своих предках, Пушкин неизменно подчеркивал их «неукротимый» характер, свойственный им «дух упрямства» и вместе с тем их участие в борьбе за национальную независимость России. С особенной охотой он останавливался на их участии в событиях «смутного времени». Так, он с гордостью писал о том, что его дальний родич Гаврила Пушкин, выведенный им в «Борисе Годунове», был одним из начальников, руководивших защитой Москвы от польских интервентов в 1612 году, и заседал потом в Думе рядом с Козьмой Мининым. Он упоминал и о том, что несколько Пушкиных подписались под грамотой об избрании царя Михаила Романова, отмечая при этом, что в данном случае они действовали от имени народа.
Н. О. Пушкина, мать поэта. Миниатюра работы Ксавье-де-Местра (1810 г.).
Как писал поэт, «суровый» род Пушкиных «присмирел» после Петра. Но предки Пушкина со стороны матери, Ганнибалы, целиком обязаны были своим возвышением новым, петровским порядкам.
В 1796 году Сергей Львович Пушкин женился на Надежде Осиповне Ганнибал (внучке «арапа Петра Великого», впоследствии русского генерала). В молодости он служил в Петербурге офицером гвардии. В 1798 году, незадолго до рождения сына Александра, бросил военную службу и переехал с женой и маленькой дочерью Ольгой в Москву, где поступил на службу в комиссариатский департамент; в 1817 году вышел в отставку с намерением жить одними помещичьими доходами.
Сергей Львович был светский человек, образованный и остроумный, но легкомысленный и крайне безалаберный. Он совершенно запустил богатое родовое имение Пушкиных, село Болдино Нижегородской губернии. Семье Пушкиных принадлежало также село Михайловское Псковской губернии, которое досталось Надежде Осиповне от ее отца.
Детство поэта прошло в Москве. Зиму все семейство проводило в городе, а лето в селе Захарове, подмосковном имении бабушки, Марии Алексеевны. Впечатления от деревенской жизни в Захарове надолго сохранились в памяти Пушкина.
Пушкин рос в литературном окружении. Дядя его, Василий Львович, был известным поэтом. В доме Пушкиных бывали Дмитриев, Жуковский, Батюшков, А. И. Тургенев, Карамзин. Сам Сергей Львович не чужд был стихотворству — он писал гладкие светские стихи.
Эта литературная атмосфера сыграла положительную роль в развитии Пушкина. Но воспитание и учение шли беспорядочно. Дети были предоставлены самим себе и постоянно сменявшимся гувернерам и гувернанткам.
Русской грамоте обучала детей бабушка Марья Алексеевна. Она, по свидетельству Ольги Сергеевны, знакомила их с русской стариной, говорила и писала прекрасным русским языком. Но особенно важно было влияние Арины Родионовны, няни, ходившей за мальчиком вместе с другой няней, Ульяной. Арина Родионовна была крепостной крестьянкой из деревни Кобрино, принадлежавшей Ганнибалам. По словам Ольги Сергеевны, она «мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами, поговорками».
Пушкин вполне оценил свою няню позднее, когда провел с ней два года в Михайловском. Главным образом благодаря Арине Родионовне Пушкин с детских лет знакомился с народным творчеством и с живой крестьянской речью.
В его полном распоряжении была богатая библиотека отца, где имелись, между прочим, все «вольнодумные» по тому времени сочинения французских просветителей XVIII века — Вольтера, Руссо и других. По словам брата поэта — Льва Сергеевича, Александр «проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой».
Пушкин начал писать еще в детстве. Первыми его поэтическими опытами были эпиграммы, басни и маленькие комедии на французском языке, которые он разыгрывал перед сестрой.
Осенью 1811 года Пушкин поступил в Царскосельский лицей — только что возникшее закрытое дворянское учебное заведение нового типа. Программа Лицея, рассчитанная на шесть лет, охватывала и гимназический («начальный») и университетский («окончательный») курсы. Воспитанники должны были круглый год жить в Лицее и не отпускались домой даже на каникулы. Пушкин попал в число учеников Лицея благодаря связям Сергея Львовича и Василия Львовича. Немалое содействие оказал при этом А. И. Тургенев. 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея. Этот день стал потом ежегодным лицейским праздником.
Проект организации Лицея принадлежал Сперанскому и связан был с его планами государственных реформ. Лицей должен был в короткий срок приготовить государственных деятелей, удовлетворяющих предполагаемым новым порядкам, которые направили бы страну по пути к конституционной монархии. Сообразно с этим подбирались профессора и строилась программа Лицея, в которой важное место отводилось наукам политическим. Насыщенность лицейской программы политическими предметами соответствовала уставу этого заведения.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46 |