Октябрь 1833 Пушкин А.С. "Портрет Н.Н. Гончаровой"
Пушкин не раз рисовал свою обожаемую жену Наталью Николаевну – с 1830 по 1836 годы насчитывается четырнадцать её портретов. Но именно этот – самый красивый, наиболее выразительный и самый психологический из всех. Именно по нему мы представляем сейчас облик Натальи Гончаровой лучше, чем по единственному портрету, написанному в годы её брака с Пушкиным – акварели Александра Брюллова. На брюлловском портрете изображена блистательная и утончённая светская красавица, а портрет Пушкина какой-то удивительно домашний, ничем не приукрашенный, лишённый внешнего блеска. Гончарова изображена в редком для Пушкина ракурсе – погрудном, в три четверти. Нежный и чистый овал лица, широкие плечи, гибкая шея оттенены чёрной штриховкой. Красивые черты лица, слегка косящие глаза, лёгкая неправильность бровей. И загадочное и грустное выражение лица.
Пушкин относился к своей Натали удивительно бережно и заботливо. Он очень любил её и детей, всегда расспрашивал о её самочувствии, интересовался всеми деталями её быта в его отсутствие. Данный портрет Пушкина очаровывает какой-то особенной женственностью. Мягкий овал лица, аккуратная неброская причёска, маленький рот и аккуратный нос. А главное – глаза и брови. Они изображены как-то по-особенному. Взгляд больших и удлинённых глаз кажется очень женственным и мягким. Длинная белая шея усиливает общее впечатление красоты и нежности. Так и кажется, что женщина с таким лицом сейчас подойдёт к тебе и мягко пригладит твои волосы. Это не просто женщина – это женщина-мать – мягкая, женственная и нежная. Этот портрет соответствует общему впечатлению окружающих от Натальи Николаевны. Одна из её современниц в своих мемуарах писала, что от неё даже в минуты бурного веселья исходила какая-то тихая грусть, а в больших глазах всегда стояла печаль.