1824 Пушкин А.С. Портрет Вольтера в ночном колпаке
Мысли и труды знаменитого французского философа имели большое влияние на творчество Пушкина. В юности Вольтер и вовсе был кумиром поэта. Он ещё в детстве знал и увлекался его произведениями. В Лицее также изучалось творчество этого французского философа и писателя, благодаря чему Пушкин прекрасно знал его произведения и восхищался ими. Поэт цитирует Вольтера во многих своих произведениях, характеризует личность самого Вольтера. Он называет его «фернейским старичком», «султаном французского Парнаса», а также «поседелым циником, смелым вождём умов и моды». Писатель для Пушкина выступает также певцом любви.
Порой Пушкин характеризует Вольтера неоднозначно, называя его «фернейским злым крикуном», «седым шалуном», но вместе с тем – «поэтом в поэтах первым». Из этих эпитетов видно, что поэт нисколько не идеализирует образ Вольтера ни в стихах, ни в своих рисунках. Он изображает его старым, некрасивым, со всеми возрастными изменениями на лице. Но именно подобный подход делает образ Вольтера для зрителя необыкновенно реалистичным и живым как в прозаических высказываниях Пушкина, так и в его рисунках. И вместе с тем, в изображениях Пушкина ощущается глубокое уважение к этому старику. В рисунках поэта чувствуется глубокий и ироничный ум Вольтера, видно, что это – глубоко неординарный и талантливый человек.
То, насколько глубоко вошёл этот писатель в жизнь Александра Сергеевича, свидетельствуют посвящённые ему рисунки. Их интересно сопоставить, ведь каждый из них отражает неповторимую духовную сущность этого выдающегося человека. На этом портрете Вольтер изображён совсем не в парадном виде – в ночном колпаке. Пушкин изображает крупным планом лицо мыслителя, не затрагивая детали его фигуры. На лице этого уже пожилого человека привлекает пристальный задумчивый взгляд. Он свидетельствует об уме и проницательности изображённого и, кажется, способен проникнуть в одному лишь ему ведомые тайны.