Шемогодская прорезная береста: специфика
Шемогодская прорезная береста – это русский традиционный художественный народный промысел.
Зачастую в растительные орнаменты добавлялись геометрические узоры из ромбов-«пряников», сегментов, овалов и кругов. Композиция строилась по принципу чёткой симметрии. Рисунок завершался каймой из волнистых линий, треугольников, листьев, сеточки. Можно выделить произведения с определённым сюжетом: от галантных сцен из быта дворян, гуляний по волшебным садам в восемнадцатом – начале девятнадцатого века, пышных чаепитий до отражения крестьянского быта: рыболовства, охоты (период конца девятнадцатого – начала двадцатого века).
Типичные для прорезной бересты рисунки – изображение птиц, людей, зверей и различной растительности. Такие изображения гравируются тупым шилом на листах из бересты, а затем прорезаются острым ножом с отбрасыванием фона. Иногда под ажур подкладывается цветная бумага, а резьба сочетается с тиснением. Прорезная береста наклеивается полосами на поверхность деревянных изделий – рамок, коробок, блюд. Клеится береста в специальные углубления. Порою подобные изделия выполняются из туеса, то есть двух слоёв бересты.
В 1918 году, после революции, резчики из деревни Курово-Наволок объединяются в кооперативную артель. В 1935 году она переименовывается в артель под названием «Художник».
На Шемогсе была ещё одна артель, созданная Николаем Васильевичем Вепревым в 1934 году. Она называлась «Солидарность». В состав артели входили лучшие резчики тех мест. Они старались при этом сохранить традиции шемогодских мастеров. В период войны и послевоенные годы при шемогодском мебельном комбинате функционировал резьбяной цех. В 1964 году производство посчитали нерентабельным, и обе артели закрыли, а мастеров уволили. Затем, чтобы вновь восстановить промысел шемогодской резьбы, потребовались немалые усилия. Произошло это в 1967 году, когда цех по изготовлению туесов, шкатулок и прочих изделий, которые украшались прорезной берестой, был создан при Кузинском механическом заводе.
После неудачных инноваций 1950 – 1960 гг. берестяной промысел начал вновь активно развиваться. В 1981 году был создан производственно-художественный комбинат «Великоустюжские узоры», который продолжил традиции ажурной вязи.
С историей данного промысла были связаны имена многих одарённых мастеров. В Государственном Историческом музее находятся работы с подписью мастера из Великого Устюга Степана Бочкарёва.
Орнамент. Шемогодская прорезная берёста.
|
Художественные изделия. Шемогодская прорезная берёста.
|
Художественные изделия. Шемогодская прорезная берёста.
|