Поздняя классика: творчество Скопаса
Скопас – знаменитый древнегреческий скульптор периода поздней классики. Родился на острове Парос и создавал свои произведения в разных областях Греции: Беотии, Аттике, Малой Азии, Аркадии между 370 и 330-ми годами. Для его памятников характерна пафосность и взволнованность чувств. Античные авторы упоминают более двадцати произведений Скопаса, хотя до нашего времени их дошло намного меньше.
В страстных образах Скопаса звучит новый взгляд греков на мир. В них нашла пластическое выражение потеря покоя и ясности. Сознание человека начинает остро чувствовать трагические конфликты, на которые обречён человек.
В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте
Тяжбы да спор о делах, дома - своя суета;
Сельская жизнь - многотрудна; тревоги полно мореходство.
Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что,
Если же нет ничего - много горя; женатым заботы
Не миновать, холостым - дни одиноко влачить;
Дети - обуза, бездетная жизнь - неполна; в молодежи
Благоразумия нет, старость седая слаба.
Право, одно лишь из двух остается нам, смертным, на выбор:
Иль не родиться совсем, или скорей умереть".
Экспрессивные сюжеты – любимые сюжеты Скопаса. Вероятно, в свой лучший период творчества, скульптор создаёт статую Менады. Спутница Диониса изображена в вакхическом танце, окутанная порывом охватившей её страсти. Это произведение было настолько знаменито, что многие поэты слагали о нём стихи. Художественная сила воздействия скульптуры огромна. Основной смысл статуи Менады заключается в её одухотворённости. Пылавшие внутри мраморных Мойр Парфенона чувства, сдерживаемые возвышенным этосом классики, вырвались в ней наружу:
Камень паросский вакханка. Но камню дал душу ваятель.
И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она.
Эту фиаду создав в исступленье с убитой козою
Боготворящим резцом, чудо ты сделал, Скопас".
Скопас по-новому решает соотношение тела и одежды. Сквозь распахнувшийся хитон видно обнажённое бедро Менады. Фигура и ткань обострённо сопоставляются, нарушая гармонию одежды, характерную для классицизма, где одежда воспринималась как эхо тела. Статуя живёт в пространстве. Если обойти её кругом, можно ощутить динамику пляски во времени. Постепенно страсть всё накаляется, а затем напряжение постепенно разряжается. И зритель ощущает это возникновение, накал и разрешение чувства.
Скопас. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Ален в Тегее. IV в. до н.э. Афины. Национальный музей.
|
Скопас. Мелеагр. Римская копия. IV в. до н.э. Ватикан.
|
Скопас. Надгробие юноши. IV в. до н.э.
|