Кносский дворец
Эгейский или крито-микенский период – это первый этап истории Древней Греции. Приходится на конец третьего – начало второго тысячелетия до нашей эры.
Величайшей находкой эгейского периода истории античности стал кносский дворец. Это огромное сооружение состояло из множества помещений. Так как уловить в их планировке какую-либо систему было практически невозможно, он начал считаться сложным лабиринтом, который построил легендарный Дедал.
Стены дворца расписаны фресками. К примеру, на стене южных пропилей дворца, мимо которой непрерывно проходили люди, изображена процессия чинно шествующих юношей с ритонами. Представленные на фреске персонажи словно повторяют движения настоящих островитян.
Дворцовые стены были покрыты не только изображениями фресок, но и расписанными невысокими рельефами. На одном из них изображён юноша в высокой диадеме, которая увенчана перьями. Узоры на этой диадеме повторяют стилизованную форму лилии. Подобные очертания воспроизводит и ожерелье на шее. Мотив этого изящного цветка повторяется постоянно. В таких узорах ощущается жизнь. Они словно потеряли качества живого цветка, однако ещё не превратились в орнаменты.
В большинстве памятников эгейского периода критского искусства переплетается изящная стилизация с острым ощущением реального мира.
В изображении на рельефе юноши имеется условность, присущая египетским изображениям: лицо и ноги изображены в профиль, а плечи – в анфас. Глаза юноши смотрят прямо на зрителя. При этом непосредственность изображения делает данный образ глубоко отличающимся от египетских изображений.
Человек в искусстве критян эгейского периода производит впечатление личности, намного более свободной от преклонения перед далёким и непонятным божеством, чем в искусстве Египта. Люди, представленные на критских фресках, начинают восприниматься как неотъемлемая составляющая окружающей природы, они сочетаются с тем пейзажем, на котором представлены художником.
Монументальные произведения круглой скульптуры острова не дошли до нашего времени. Однако археологами найдено немало предметов мелкой пластики. Эти находки убеждают нас в том, что мастерам Крита были известны самые разные материалы: глина, фаянс, бронза, слоновая кость. Особый интерес представляют собой небольшие женские статуэтки, выполненные из фаянса, которые были обнаружены в кносском дворце. Женщины держат в руках змей. Эти скульптурки поражают мастерством и изяществом исполнения.
Мегарон царицы. Кносский дворец.
|
Тронный зал. Кносский дворец.
|
Процессия. Фреска. Кносский дворец
|