Пушкин Александр Сергеевич

Рисунки и портреты персонажей, сделанные великим поэтом

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Чернь


Великоустюжская чернь 1) Чернь – сплав серы, свинца, серебра и других варьирующихся компонентов, с помощью которых украшают металлические изделия (преимущественно серебряные). Чернь измельчается и наносится на гравированную металлическую поверхность. Затем предмет обжигается, после чего на нём проявляется тёмно-серый или чёрный рисунок, прочно сплавленный с основой.

Чернение по серебру или по другим металлам стало известно ещё античным мастерам. Черневые изображения: орнаментальные, пейзажные, сюжетные, создаются на отдельных пластинах – как в Италии пятнадцатого – шестнадцатого веков или же декорируют предметы быта – столовые приборы, коробочки, посуду, ювелирные изделия, оружие и пр.

Известными стали изделия с чернью русских мастеров десятого – тринадцатого веков: серебряные браслеты, лунницы, подвески. Чернь широко использовалась русскими ювелирами пятнадцатого – шестнадцатого веков. Самое большое разнообразие форм сюжетов и изделий черновых рисунков было достигнуто в восемнадцатом веке – великоустюжское чернение по серебру. Чернь широко применяется в Кубачи, в художественном промысле обработки металла.

2) Слово «чернь» в высокопарно-презрительном смысле употребляли в дворянской среде для обозначения непривилегированной прослойки населения.

Фигурная фибула (Серебро, чернь. Древняя Русь. 10 в.) 3) Чернь – болезнь растений.

4) Чернь – тёмно-серые или чёрные изображения, которые наносятся на металл (серебро или золото) через гравировку и заполнение штрихов так называемым черневым сплавом (из меди, серебра, серы и пр.).

Великоустюжская чернь

Есть несколько вариантов технологического приготовления, оплавления и наложения черни. Самый эффективный и древний из них используется мастерами Великого Устюга.

Табакерка (Великоустюгская чернь) Во второй половине семнадцатого века основным центром черневого искусства на Руси стал северный город – Великий Устюг. Со второй половины шестнадцатого века и особенно в семнадцатом веке Великий Устюг принадлежит к числу наиболее крупных торгово-ремесленных центров Руси.

В работах великоустюжских мастеров по черни особое значение приобретает крайне насыщенная сюжетная гравюра, намного более густая по цвету, чем петербургская или московская. Фон прорабатывается штрихами, образуя сетку.

Черневая композиция очень чётко увязывается со слегка углублённым, золоченым фоном. Общее решение дополняется чеканными или резными деталями. Наибольшего расцвета черневое искусство Великого Устюга достигает в восемнадцатом столетии.


Наперсток (северная чернь)
Наперсток.
Северная чернь.

Поцелуйный образ в форме креста (чернь)
Поцелуйный образ
в форме креста.
Чернь.

Устюжская чернь
Устюжская чернь.


Чернью, Черни, Черне, Чернь

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Пушкин Александр Сергеевич. Сайт поэта и писателя»