Феррарская школа (от назв. итальянск. города Феррара) – итальянская школа живописи периода Возрождения. Феррарская школа образовалась под влиянием А. Мантеньи и Пьеро дела Франческа, а также под воздействием нидерландской живописи. Центром школы был двор герцогов д'Эсте в Ферраре. Своего расцвета школа достигает во второй половине пятнадцатого века.
Для творчества самых известных представителей данной школы – К. Туры, Ф. дель Коссы, Э. Роберти присуще сочетание раннерессансных и позднеготических мотивовов, утончённой декоративности и эмоциональной насыщенности образов, напряжённой выразительности рисунка и чёткой пластичности форм.
Особенно прочной является связь феррарской и болонской школ. В начале шестнадцатого века феррарская школа становится ближе к венецианской и римской школам. Она приобретает черты эклектизма, что проявляется в живописи Ортолано, братьев Б. и Д. Досси, Гарофало. К середине XVI века феррарская школа приходит в упадок.
Одним из наиболее выдающихся представителей феррарской школы живописи является Козимо Тура (1430 – 1495 г.). Он являлся придворным художником герцогов Борсо Д'Эсте и Эрколе Д'Эсте в Ферраре. В формировании стиля творчества живописца наиболее важную роль сыграло знакомство с картинами Мантеньи, от которого Козимо Тура взял скульптурную манеру живописи, а также с произведениями Пьеро дела Франчески, который творил в Ферраре в конце 1440-х годов. Последний привил Козимо Тура любовь к монументальным формам живописи.
Кисти Козимо Туры принадлежат картины на преимущественно религиозную тематику. Многие из них не сохранились. Со временем утрачены созданные художником живописные декорации замков Бельфиоре (1459 – 1463) и Мирандола (около 1465 – 1467).
Прекрасный пример живописного наследия Козимо Туры – роспись органных створок для феррарского собора, созданная примерно в 1469 году. Эта роспись состоит из двух сюжетов: «Св. Георгий и принцесса» и «Благовещение».
Специфика творчества художника заключается в причудливо-оригинальном видении окружающей действительности, для которого характерна сложная стилистическая система образов, фактурная жёсткость, любовь к резким изгибам, экспрессия и выразительность жестов и поз, драматическая и напряжённая мимика персонажей, которые сочетаются с ярким сиянием цветов, ювелирной филигранностью отображения самых мелких деталей, изысканностью палитры цветов. Взаимосочетаясь, эти особенности творчества создают оригинальный мир, очаровывающий своим своеобразием.
|
|