Тверская икона
Тверская икона характеризуется самобытностью и вместе с тем многогранностью творческих решений и поисков.
Иконопись занимала особенное место в культуре Северо-Восточной Руси.
Присущие Тверскому княжеству в тринадцатом – первой половине четырнадцатого века художественные традиции сформировали определённые стилистические особенности живописи Древней Руси в целом, отразившись на развитии московского искусства четырнадцатого века, а позже – на художественной жизни Среднего и Верхнего Поволжья.
Наиболее древней из икон, написанных в Твери, считается икона «Борис и Глеб», созданная в последние десятилетия тринадцатого века. По мнению исследователей, данный памятник находится у истоков тверского иконописания. Сейчас икона «Борис и Глеб» хранится в Киевском музее русского искусства. В иконе превалируют коричнево-красные и синие краски, которые дополняются киноварью. Подобное сочетание тонов восходит к киевской системе колорита и присуще многим памятникам тринадцатого столетия. К данной традиции относятся также белые нимбы и серебряный фон.
К старинным памятникам тверского искусства рубежа тринадцатого – четырнадцатого веков относятся миниатюры «Хроники Георгия Амартола», хранящиеся в отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки. Особый интерес, по мнению искусствоведов, вызывают две выходные миниатюры, размещённые на развороте и отличающиеся высоким качеством исполнения. Написаны они были художником из Твери Прокопием. О его авторстве говорится в надписи на одной из миниатюр: «Многогрешный раб божий Прокопий писал».
Любопытным памятником конца тринадцатого – начала четырнадцатого века является храмовая икона «Спас Вседержитель». Икона написана в Тверских землях и сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Для иконы «Спас Вседержитель» характерно продолжение традиций живописи тринадцатого века: статичность композиции, монолитность формы, колористическое решение, пропорции фигуры. Хотя в этом произведении уже прослеживается новая организация пластики, характерная для четырнадцатого века: через увеличение объёма рук и лица повышена выразительность лица и жеста.
Икона «Архангел Михаил», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее, своей утончённой пластикой производит особое впечатление. Тверские приёмы построения формы доведены художником до необыкновенной выразительности.
Богоматерь Одигитрия. Конец XIV - начало XV в.
|
Хроники Георгия Амартола. XIII – XIV в.
|
Спас вседержитель. Конец XIII — начало XIV в.
|