Фарфор
(турецкое farfur, в персидском fegfur - указывал на титул царственной особы Китая)
Фарфоровые изделия – это керамические изделия различного характера и предназначения, полученные путем термической обработки специфической массы (спекание фарфоровой массы), состоящей из огнеупорной глины, полевого шпата, каолина и кварца.
Спектр применения таких изделий довольно широкий: посудные принадлежности, статуэтки, аппаратура в химической промышленности, различные изоляторы, детали архитектуры. Ценность керамики – водонепроницаемость, характерный белый цвет, тонкостенный спекшийся слой, пропускающий свет, отсутствие пор. Если изделие из фарфора слегка ударить деревянной палочкой, раздается чистый звук довольного высокой частоты. Тон, время звучания и высота звука напрямую зависят от формы изделия, толщины слоя.
Существуют два вида фарфора в зависимости от состава фарфоровой массы: мягкий и твердый. Причем отличие не в степени мягкости или твердости, а хрупкости материала, что отражается на степень деформации заготовки во время обжига. Образование большей жидкой фазы в период термической обработки дает мягкий фарфор, а потому опасность активного видоизменения проявляется в большей степени в сравнении с фарфором твердым.
История открытия фарфора начинается в Китае. В 620 году зафиксированы первые попытки его изготовления. Ост-Индийская компания, основанная голландцами, открыла фарфор для Европы. Это было время великих открытий географов, путешественников. Россия познакомилась с фарфоровыми изделиями несколько позднее, начиная со второй половины XVI века.
Вплоть до XVIII фарфор таил в себе тайну. Европа не могла овладеть секретом его изготовления. Тайна производства фарфора привела к тому, что фарфоровые изделия были приравнены к стоимости золота. Даже осколки ценились как драгоценные камни, их отправляли к ювелиру, чтобы превратить в дорогое украшение. Фарфор, по всеобщему мнению, обладал исцеляющими свойствами, его боготворили. Европа не знала, как его сотворить, но подражать пытались всячески: голландские мастера использовали для этого фаянс, а знаменитые венецианские ремесленники в поисках «китайского секрета» получили молочное стекло.
Поиски привели сначала Италию в конце XVI, а затем и во Францию, но уже под конец XVII века, к получению нового материала - фарфора, но без использования каолина. Это был «мягкий фарфор». Лучшие мануфактуры Франции не только имели хорошо разветвленную сеть подобных мастерских в Руане, Шантийи, Венсенне, Сен-Клу, Севре, но и внесли свою неповторимость и шарм в производство фарфоровых изделий.
Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин.
|
Тарелка с портретом императора Петра I. Мейсен. 1910 г.
|
Фарфоровый сервиз "Версаль".
|