Мандорла в средневековой христианской иконографии – это миндалевидной формы сияние славы.
В ореоле такого сияния в Византии, а ещё чаще на западе изображались Богоматерь и Христос, реже – святые.
Изначально подобное сияние писалось в овальной форме – овал был вытянут в вертикальном направлении. Однако в готической иконописи нижний и верхний концы мандорлы начали делать заострёнными.
Живописцы эпохи Возрождения порой окружали мандорлой фигуры не только Спасителя и Приснодевы, но и святых, которых хотели изобразить во славе.
Изображение в мандорле Христа особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия. Здесь мандорла передаёт сияние славы Господней и является символом Божественного света. Это же символическое значение прославления мандорла имеет и в иконографии Успения Божией Матери.
Также подобное изображение применялось, чтобы выделить фигуру Христа, возносящегося на небеса, а порою и Девы Марии и прочих возносящихся святых.
Подобно ореолу, образ мандорлы тесно взаимосвязан с общеиндоевропейской концепцией духовности как света. Подобная концепция широко распространена в буддийской и христианской иконографии.
В христианстве первые изображения мандорлы начинают встречаться с пятого века. В период Ренессанса мандорла перестаёт применяться в живописи и иконографии.
Мандорла – это атрибут Христа в сценах Вознесения, Преображения Господня, Успения Девы Марии. Также данный символ использовался при иллюстрации апокрифических сюжетов о христовом царствовании. Она тесно взаимосвязана с символикой миндаля, который является символом Христа и Девы Марии.
В мистическом понимании миндаль – это символ целомудрия и чистоты, его овальная форма в древности являлась символом вульвы.
Мандорла – это также графическое изображение огня, символ духовности.
Ещё одно мнение о значении мандорлы заключается в том, что она символизирует дуалистическое единство земли и неба, которые изображаются как две пересекающихся дуги. Поэтому мандорлу обычно изображают вокруг возносящихся фигур.
|
|