Пушкин Александр Сергеевич

Рисунки и портреты персонажей, сделанные великим поэтом

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мандорла


(от лат. vesiса piscis - "рыбий пузырь" или от итальянск. mandorla — миндалина)

Мандорла в средневековой христианской иконографии – это миндалевидной формы сияние славы.

В ореоле такого сияния в Византии, а ещё чаще на западе изображались Богоматерь и Христос, реже – святые.

Изначально подобное сияние писалось в овальной форме – овал был вытянут в вертикальном направлении. Однако в готической иконописи нижний и верхний концы мандорлы начали делать заострёнными.

Живописцы эпохи Возрождения порой окружали мандорлой фигуры не только Спасителя и Приснодевы, но и святых, которых хотели изобразить во славе.

Изображение в мандорле Христа особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия. Здесь мандорла передаёт сияние славы Господней и является символом Божественного света. Это же символическое значение прославления мандорла имеет и в иконографии Успения Божией Матери.

Также подобное изображение применялось, чтобы выделить фигуру Христа, возносящегося на небеса, а порою и Девы Марии и прочих возносящихся святых.

Подобно ореолу, образ мандорлы тесно взаимосвязан с общеиндоевропейской концепцией духовности как света. Подобная концепция широко распространена в буддийской и христианской иконографии.

В христианстве первые изображения мандорлы начинают встречаться с пятого века. В период Ренессанса мандорла перестаёт применяться в живописи и иконографии.

Мандорла – это атрибут Христа в сценах Вознесения, Преображения Господня, Успения Девы Марии. Также данный символ использовался при иллюстрации апокрифических сюжетов о христовом царствовании. Она тесно взаимосвязана с символикой миндаля, который является символом Христа и Девы Марии.

В мистическом понимании миндаль – это символ целомудрия и чистоты, его овальная форма в древности являлась символом вульвы.

Мандорла – это также графическое изображение огня, символ духовности.

Ещё одно мнение о значении мандорлы заключается в том, что она символизирует дуалистическое единство земли и неба, которые изображаются как две пересекающихся дуги. Поэтому мандорлу обычно изображают вокруг возносящихся фигур.

Мандорла
Спас Недреманное Око (середина 16 в.)
Спаситель в мандорле, несомой ангелами (Вознесение). XIV в

Икона Святых Царственных Страстотерпцев
Икона Святых
Царственных
Страстотерпцев.

Саваоф в мандорле (Храм Воскресения Христова)
Саваоф в мандорле. Вичуга,
Храм Воскресения Христова.

Мадонна с младенцем и святыми
"Мадонна с младенцем
и святыми".
Мандорла в картине
Перуджино.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Пушкин Александр Сергеевич. Сайт поэта и писателя»