Картины выпускников Академии Художеств
Так как европеизированные формы изобразительного искусства преобладали лишь в Императорской Академии художеств в Петербурге, то и новые веяния романтизма, пришедшие из Западной Европы, сочетались с канонами академического классицизма.
Порой творчество Брюллова противопоставляют работам Александра Андреевича Иванова (1806 – 1858 г.).
Воспитанный Академией Александр Иванов, чтобы разрешить для самого себя нравственные и художественные задачи, поставленные перед ним, вынужден был покинуть Россию. Дух нравственного служения обществу, подвижничества, идеи искусства, как жизнестроения со времён Чекалевского были живы в Академии, но она сама и мешала их осуществлению. Подобная коллизия стала основной проблемой в развитии русского искусства девятнадцатого века. Русские живописцы считали своей основной целью не достижение определённого формального идеала, а этически-религиозное совершенствование.
Поэтому аллегорические композиции, свойственные академизму, а также мифологические сюжеты приобретают в творчестве русских художников особенно актуальное значение. Более консервативной по сравнению с работами Брюллова является живопись Фёдора Антоновича Бруни (1799 – 1875). Его основная картина «Медный змий» (1841 года), написанная на сюжет Ветхого Завета, характеризуется мастерским рисунком и гармоничной композицией. В Риме Бруни был подвержен влиянию идей назарейцев, Иванова и искусства Карла Брюллова, хотя и оказался среди его оппонентов.
Первая большая картина Бруни – «Смерть Камиллы, сестры Горация» принесла в 1824 году немалую известность её автору. В Петербурге она была показана лишь через десять лет, и именно за неё Фёдор Бруни получил звание академика.
Будучи в Риме, Бруни написал картины «Св. Цецилия», «Вакханка, поящая Амура», «Св. Семейство», «Богоматерь с младенцем на руках» и пр. Также кисти Бруни принадлежит знаменитая картина «Моление о Чаше», сейчас хранящаяся в «Эрмитаже». В Риме Бруни копировал и фрески Рафаэля.
В начале тридцатых годов художник начал свою колоссальную работу «Воздвижение Моисеем медного змия». Однако, не успев окончить её, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и преподавания в АХ. В Рим художник вернётся лишь в 1838 году, окончив там в 1840 году своего «Медного змия», который произвёл на итальянцев очень сильное впечатление.
Всадница. К.П. Брюллов.
|
Итальянский полдень. К.П. Брюллов.
|
Вакханка, поящая Амура. Ф. Бруни.
|