Архаический период: специфика скульптуры
Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода (VII-VI века до н.э.) является декоративная скульптура.
Ведущей темой в древнегреческом искусстве данного периода становится человек. Его представляют в виде бога, атлета, героя.
Уже к началу архаического периода относится кратковременный всплеск гигантизма при изображении человека. Эта черта была свойственна скульптуре, созданной в конце седьмого века до н.э. на Наксосе, Делосе и Фазосе.
Именно мастера периода архаики обращаются к изображению эмоций в своих скульптурах. Такова, к примеру, женская головка из Милета. Удлинённые миндалевидные глаза, сложённые в архаическую лёгкую улыбку тонкие губы очаровывают зрителя. Такие скульптурные формы проникнуты чувствами, которые вдохновили поэзию Сафо:
"Стоит лишь взглянуть на тебя, - такую
Кто же станет сравнивать с Гермионой!
Нет, тебя с Еленой сравнить не стыдно золотокудрой,
Если можно смертных равнять с богиней".
В скульптурах Малой Азии периода архаики лежащий рядом восток начинает звучать по-новому: открывается светлое понимание красоты окружающего мира, эллинское воплощение и осмысление природы и чувств человека.
Островные и малоазийские скульпторы шестого века до н.э., имён которых сохранилось значительно больше, чем от седьмого века, решались на трудные задачи, порой стремясь изобразить фигуру в быстром движении.
Обнаруженная на Делосе статуя Ники (богиня победы, дочь Стикс и титана Палланта) изображена скульптором Архермом в беге. Мастер резко и несколько наивно сочетает в изваянии нижнюю профильную часть статуи с фронтальным положением лица и торса. Архерм изображает в круглой скульптуре привычный для рельефов «коленопреклонённый бег». Возрастает пластическое восприятие мира, в статуе заметна объёмность, сочность форм.
Созданная из мрамора статуя Геры принадлежит мастеру из Самоса. Богиня держит в левой руке гранатовое яблоко – символ брака с Зевсом. Памятник выглядит монументальным, но не из-за размеров, а из-за компактности и цельности образа, который напоминает стройную колонну величественного храма или ствол прекрасного дерева. Мощные и плотные объёмы производят впечатление вязкости.
Задумчивая Кора с афинского Акрополя. VI в. до н.э. Афины. Музей Акрополя
|
Аполлон из Фив. VII в. до н.э. Бостон. Музей изящных искусств
|
Мосхофор. Середина VI в. до н.э. Афины. Музей Акрополя
|
Статуя Ники. Архерм. VI в. до н.э. Афины. Национальный музей
|