Панагия
(по-гречески panagia — всесвятая)
Панагия (от греч. panagia – всесвятая) – нагрудный отличительный епископский знак.
В русских и греческих монастырях, а также в миру во времена Средневековья на груди было принято носить энколпионы. Это были небольшие ковчежцы с изображениями креста, святых и Богородицы, которые носили на цепочках или шнурках.
Энколпионы также бывают крестообразными или округлыми. В них хранили часть служебной просфоры, в честь Богоматери, или мощи святых. Они охраняли человека от разных жизненных напастей, особенно в походах или дальних странствиях.
С глубокой древности в монастырях есть обычай, которых походит ещё от апостолов и согласно которому после трапезы проводится возношение Богородичной просфоры и раздача братии её частиц для вкушения. Это деяние проводится с чтением особых молитв.
Этот обряд связан с явлением на третий день после Успения Богоматери Её святым апостолам, которые собрались за трапезным столом. Когда по окончании трапезы они готовы были преломить часть хлеба, который они всегда оставляли в честь Иисуса Христа, то увидели в сей миг Богородицу, которая радостно их приветствовала. И тогда вместо обращения к Иисусу, они обратились к Ней с возгласом: «Пресвятая Богородице, помогай нам!».
С тех пор апостолы, а затем и многие христиане, и прежде всего монахи, начали в начале трапезы вкушать хлеб в честь Иисуса, а по окончании в честь Богородицы. С этой целью Богородичная просфора к трапезе приносилась в энколпионах из храма.
Просфора в честь Девы Марии, как и сама Богородица, носят с древних времён название Панагия, что значит «всесвятая». Поэтому энколпион, предназначенный для переносок Богородичной просфоры, назывался панагиара, а затем – панагия.
Энколпионы со святыми мощами, которые благочестивые люди не снимая носили на груди, также называют панагиара или панагия. Помимо этого, с древних времён некоторые верующие носят на груди под одеждой или сверху неё вместо креста икону пресвятой Богоматери – Панагии.
Первое упоминание об энколпионе, как неотъемлемой принадлежности епископа, которая даётся ему после литургии при посвящении, есть в сочинениях XV века архиепископа Солунского, блаженного Симеона.
Иаков Гоар, писатель XVII века, свидетельствует, что после принятия омофора епископы Греческой Церкви получали драгоценный крест со святыми мощами, который назывался энколпион, с присоединением слова аксиос – приветствия, которое в переводе означало «достоин».
Панагия.
|
Панагия.
|
Панагия.
|