Музыкальная гамма
Музыкальные гаммы представляют собой последовательность музыкальных звуков, которые расположены в восходящем или нисходящем направлении.
Гамма или звукоряд являет собой в обобщённой форме (обычно в диапазоне октавы, к примеру, от первой до второй октавы) фундамент той музыки, из которой данная гамма извлечена.
Гамма хроматическая содержит в себе все звуки, которые относятся к темперированному европейскому звукоряду.
В данной гамме каждый тон находится на расстоянии полутона от последующего и предыдущего. В темперированном строе полутон является самым маленьким из возможных расстоянием между звуками. Нотация хроматической гаммы видоизменяется в зависимости от музыкального контекста.
В предыдущие эпохи хроматизм выполнял главным образом функцию расширения и обогащения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов. Их состав определялся октавных диапазоном, а также присутствием пяти целых тонов и двух полутонов. Такой состав характерен для современного минора и мажора, который также относится к диатоническим звукорядам.
В период средневековья все звукоряды были диатоническими. Они включались в ладовый космос совершенной системы – наследия классической античности.
Эта совершенная система являла собой подобие современной хроматической системы. Иначе говоря, она представляла свод всех основных звукорядов или тонов, которые использовались в музыке. Данные звукоряды били диатоническими, то есть соответствовали белым клавишам современного фортепиано. При обозначении тонов хроматической гаммы применяют семь основных букв с окончаниями -is или –es.
К примеру, до-диез обозначен как cis, ре-бемоль - как des и т.д.).
Диатоническая гамма может строиться от какой угодно ступени. К примеру, ля-си-бемоль – до-ре-ми-фа-соль или же ре - ми - фа - соль - ля - си-бемоль – до и пр. Так как в совершенной системе, так же, как и в местонахождении белых клавиш на фортепианной клавиатуре, фиксируются два полутона: си-до и ми-фа, то они занимают различные позиции по отношению к начальному звукорядному тону. Именно данное качество и расположение полутонов по отношению к начальному тону – инициалису, даёт возможность отличать семь «модусов» или диатонических ладов.
Гаммы и арпеджио для гобоя. Музыкальный сборник.
|
Минорная гамма.
|
Гаммы для гитары. Д. Теслов.
|