Чёрнофигурный стиль – это разновидность росписи керамических ваз периода архаики (XII – VII века до н.э.), созданных в Древней Греции. В результате того, что фигуры на красном, охристом или же, в более редких случаях, сером фоне черепка из глины обрабатывались чёрным лаком, они смотрелись как тёмные силуэты на светлом фоне.
В конце седьмого века до н. э. изначально в Коринфе, а потом и в других городах Древней Греции ковровый стиль вазописи уступает своё место чернофигурному. Последний достиг самого высокого расцвета в аттической керамике шестого века до н.э.
Без сомнения, свидетельством высокой оценки керамического мастерства мастеров-чёрнофигурников был популярный в Афинах обычай писать на вазе имя её создателя – живописца или гончара. Подобные подписи знакомят нас с десятками талантливых мастеров. Одним из самых известных художников чернофигурного стиля был Эксекий, творчество которого относится к третьей четверти шестого века до нашей эры. Свои вазы он, как правило, подписывал так: «Эксекий сделал».
Одним из лучших произведений мастера является прекрасный килик, созданный примерно в 540 году до нашей эры. Форма сосуда пронизана благородной простотой и характеризуется точно подобранными пропорциями. На его внешней стороне представлены сцены битвы и глаза, которые должны были защитить пьющего от дурного глаза. А внутри, на дне чаши, изображено морское путешествие Диониса – бога вина.
Эксекий здесь руководствовался легендой о том, как пираты похитили Диониса, не подозревая о его божественном происхождении, и намеревались продать его в рабство. Однако, когда судно вышло в открытое море, по палубе внезапно заструилось вино, мачту обвил тёмно-зелёный плющ и появились дикие звери, которые обычно сопровождали бога. Увидев это, разбойники в ужасе начали прыгать в воду, и в полёте обратились в дельфинов.
Эксекий написал на сосуде поэтичную и прекрасную сцену, которая пронизана плавным и ясным ритмом. Дионис возлежит на палубе корабля, на мачте судна развёрнут туго надутый ветром белый парус, а вокруг мачты вьются гибкие и тонкие лозы, украшенные тяжёлыми виноградными гроздьями. Возле корабля резвятся и прыгают дельфины. И хотя художник не изобразил море, но кажется, что лёгкое судно слегка раскачивается в волнах. Эта смелая по замыслу композиция, отлично вписывается в круг на дне чаши.
Ваза. Чернофигурный стиль.
|
Чернофигурная аттическая амфора
|
Ваза. Чернофигурный стиль.
|