Фактура
(от латинского factura - строение, обработка)
1) В общепринятом смысле - характерные особенности какого-либо материала, его строения, поверхности или отделки.
2) В музыке - совокупность средств для создания музыки, ее составляющие (полифония, аккорды, мелодия, динамические оттенки и т.п.), которые обуславливают ее характер. Фактура определяет композиционное построение, смысл и содержание, технические возможности и особенности музыкальных инструментов, голосов, для которых это произведение предназначено.
3) В изобразительном искусстве - применяется для определения техники изображения в скульптуре и живописи. Кроме того выражает материальные свойства поверхности, конкретно осязаемые признаки какого-либо художественного произведения при реальном, правдивом изображении действительности.
Существуют так называемые различия по фактуре (фактурные различия). Они характеризуют:
- особенности образца для натуры (например, в скульптуре тело человека по фактуре гладкое, в живописи фактура подразумевает рельефные мазки, насыщенные линии);
- особенности материала, который служит основой для создания произведения искусства;
- размеры и назначение произведения.
Во время работы художник, скульптор учитывают все эти различия по фактуре для достижения наиболее оптимальной выразительности, опираясь при этом на внутреннее чутье и интуицию художника. Индивидуальный выбор мастера делает его работы неповторимыми. Именно в этом заключается талант человека, способного наделить свое произведение внутренней жизнью.
Особенности и характер фактуры в изобразительном искусстве видоизменяются с течением времени. Так называемая “скрытая” фактура в живописи, до блеска отполированные поверхности в скульптуре были отличительными чертами произведений, созданных в XVI-XVII веках. Однако уже XIX век отдал предпочтения фактуре “скрытого” характера. Художники открыто пользовались приемами широких “небрежных” мазков, а скульптура оставляла намеренно необработанные резцом места. Это демонстрировало собственный стиль, индивидуальный почерк. Но через это уже проходили Франс Хале, Рембрандт, Оноре Фрагонар и даже великий Микеланджело.
Знаменитый Караваджо долго работал над тем, чтобы наслоение краски, а затем ее растворение лаком превратило предметы и фигуры на холсте в некое воздушное, нереальное изображение. Здесь на первый план выходит выразительность, и, оценивая творения художника, мы говорим о фактурной выразительности. Предметы влияют друг на друга, контрастируют, усиливая восприятие, - в этом гениальность Караваджо.
Если у итальянского художника свойства краски служат передаче внешнего вида предмета или фигуры, то у голландца Ван Гога красочные колоритные мазки накладываются на холст отрывочно, будто хаотично. Здесь царствует темперамент автора, выдающий его возбудимость и нервное состояние. Сам процесс нанесения краски напоминает море перед нарождающейся бурей. Это - проявление самобытности, это мастерство, передающее собственное восприятие и обнажающее внутренний мир Ван Гога.
Художники современности работают над тем, чтобы изображение предмета вызывало у зрителя активные ассоциации, это обогащает восприятие. Фактура - основное выразительное средство, при этом художественные техники все более усложняются, развиваются, образуя богатое многообразие. Художник желает, чтобы зритель не только смотрел, но и слышал, осязал. Живопись приобретает все более предметную фактуру (художник может использовать песок, бумагу, дерево, стекло и т.д.).
4) В бухгалтерии - опись товара, сопроводительное письмо с указанием цены. (Например, счет-фактура служит для потребителей подтверждением, гарантией на получение товара или услуги).
Фактура.
|
Цвета и фактура леса. В. Волосов.
|
Терраса кафе ночью. Винсент ван Гог.
|