Цветовой рефлекс
(от лат. reflexus — отражение, отсвет)
Цветовой рефлекс – это оптический эффект отражённого света, увеличение силы окраски предмета или изменение его тона, которое возникает при световом отражении, что падает от окружающих предметов. Иными словами, цветовой рефлекс – это оттенок цвета более сильно освещённого предмета на соседней с ним поверхности.
Цветовые рефлексы:
- обнаруживают взаимодействие объектов с различной окраской;
- возникают как результат отражения световых лучей от окружающих предметов.
Термин «рефлекс» применяется в изобразительном искусстве и оптике (графике, живописи и фотографии). Он используется как по отношению к самой натуре, так и по отношению к её изображению.
Причина рефлекса – это отражающийся от соседних с данным предметом освещённых предметов свет, и свет от источников света (к примеру, неба). Отсвет может покрывать лишь часть предмета или же всю его видимую поверхность.
Рефлекс может быть цветовым – отсвет цвета. А также рефлекс может выражать отсвет света без выраженных цветовых характеристик. Пример цветового рефлекса: драпировка красного цвета может давать рефлекс красноватого оттенка на поверхности находящегося рядом с ней коричневого кувшина.
В том случае, если отсвет падает на ту часть предмета, которая затенена, он становится составляющей светотени. В таком случае рефлекс являет собой слабое светлое пятно в области тени, которое образовано лучами, отражёнными от объектов, соседствующих друг с другом. Передача рефлекса, как элемента светотени, играет особенно важную роль в фотографии и графике.
Тонкое и точное воспроизведение рефлексов становится одной из самых важных художественных задач при создании произведений изобразительного искусства. Точная передача рефлексов в картине способствует отражению богатства и объёма цветов и оттенков изображаемой натуры во всём их сложном взаимодействии.
Рефлекс не просто передаёт форму и объём предмета, но и, главным образом, помогает вписать его в окружающую среду. Представим себе кружку на тёплом фоне. Так как кружка стоит на какой-либо поверхности, то на неё должны падать цветовые рефлексы. Причём, чем ближе к соприкосновению с поверхностью, тем ярче и цветнее рефлекс.
Но рефлексов от нижней поверхности недостаточно. Сзади есть фон другого цвета (допустим, жёлтый), и он также должен бросать рефлексы на предмет. Но так как этот фон более отдалён, то и рефлексы будут слабее.
Автопортрет. Эжен Делакруа.
|
Натюрморт. В. Борисов-Мусатов. 1902 г.
|
Натюрморт со скрипкой. Ольга Чичилина. Гуашь.
|