Цветовые термины
Каждое пятно цвета в картине имеет различную чистоту, окраску, светлоту, которые определяются в цветоведении различными терминами: цветовой тон, насыщенность, светлота.
«Насыщенность» - это степень цветности пятна краски, в сравнении с равным ему по светлоте ахроматическим пятном. Если нужно изменить светлоту красочного пятна, необходимо добавить в смесь больше сажи или белил. Чтобы изменить цветовой тон пятна краски, нужно добавить к нему другую краску, допустим, краплак.
В пейзаже от того, насколько верно будет передана насыщенность, к примеру, теней и света, воды и неба, преимущественно и зависит правильность передачи состояния. Картины, в которых не хватает цветовой насыщенности, производят впечатление вялых и монотонных. Речь идёт именно о насыщенности блеклых, светлых тонов, звучнось и убедительность которых достигается не через простое усиление их красочной составляющей, а в большей мере через систему цветовых и светлотных взаимоотношений.
Под «чистотой цвета» в цветоведении подразумевается отсутствие в определённом цвете примесей или оттенков других цветов.
Не все спектральные цвета чисты в этом плане, будучи при этом оптимально насыщенными. Насыщенный, к примеру, спектральный оранжевый или фиолетовый не являются чистыми цветами, так как в первом случае оранжевый цвет являет собой смешение красного и жёлтого, во втором случае, фиолетовый цвет – это смесь красного и синего. Жёлтый цвет спектра, в котором примешан хотя бы незначительный оттенок красного или зелёного, уже не может считаться чистым. Таким образом, чисты лишь три цвета спектра: синий, жёлтый и красный.
Психологическое или эмоциональное восприятие цвета проанализировать не столь легко. Психологи уже давно пришли к выводу, что цвет влияет на наше настроение. Цвета разделяют на слабые и сильные, возбуждающие и успокаивающие и даже на лёгкие и тяжёлые.
Лабораторные опыты показали, что люди сходятся во мнении относительно условного веса цветов. Так красный считается наиболее тяжёлым цветом, за ним идут одинаковые по весу оранжевый, зелёный и синий, потом жёлтый, и самый лёгкий – белый цвет.
Цвет меняет наше представление о действительных размерах предметов. Цвета, которые кажутся тяжёлыми, эти размеры уменьшают. Поэтому из квадратов одинаковой величины самым большим кажется белый, а самым маленьким красный. Зрители, которые смотрят на картину, подсознательно подвержены данным закономерностям цветового восприятия, что влияет на их впечатление от произведения.
Насыщенность цвета.
|
Оптическая иллюзия.
|
Смешение цветов.
|