Пушкин Александр Сергеевич

Рисунки и портреты персонажей, сделанные великим поэтом

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Алтарные абсиды


Абсида – одна из распространённых форм архитектуры. Гранёная, полукруглая или прямоугольная ниша, с помощью которой расширяется пространство помещения. Перекрыта конхой или сводом. Главная функция абсиды в христианском храме – завершение алтарного пространства, где находится горнее место, ситрон, епископский трон.

Существует два варианта алтарных абсид, которые походят из архитектуры поздней античности: полукруглая и выступающая наружу (римская церковь Петра-апостола) и присущая сирийским памятникам, не выступающая наружу форма, полукруглая изнутри. Вторая форма размещается между пастофориями, как в церкви Умножения Хлебов и Рыб в Эйн-Ха-Шиве (Эт-Табге) и в иерусалимском храме Гроба Господня. Один из вариантов мог замещаться прямоугольным изнутри и снаружи выступом, подобно абсиде в церкви Санти-Феличе э Фортунато в Винченце. Другой вариант может замещаться тремя прямоугольными изнутри помещениями, которые с внешней стороны закрыты алтарной стеной, подобно ряду сирийских построек, а также абсид в церкви в Дар-Ките.

Центральный храмовый неф также может оканчиваться абсидой, как и другие храмовые нефы и восточные пастофории, а также западный центральный неф (каролингские и раннероманские германские базилики, у которых на западе имеются дополнительные алтари). Абсидой может также заканчиваться и северный или южный трансепт (афонские памятники, кутаисский собор IX века, вторая вифлиемская церковь Рождества шестого века). Или и то, и другое, как в постройках в Сен-Жермен-де-Пре (девятый век) или Эчмиадзин (пятый век). Любопытен тот факт, что в этих постройках далеко не всегда ясна функция абсид.

Пристальное внимание исследователей заслуживают три нефа, заканчивающихся абсидой, находящихся в главной церкви монастыря преподобного Симеона Столпника Старшего, невдалеке от Антиохии (пятый век). Объединённое с пастофориями или без них, это завершение переросло в трёхчастно трёхабсидное алтарное пространство, с жертвенником и диаконником. Подобная разновидность абсид присуща в частности для Древней Руси, и в общем для всего восточного христианства.

В христианском храме абсида, выступающая наружу, может иметь прямоугольную наружную, многогранную, полукруглую или трёх-, пятигранную форму, которая делает её ещё более интересной для наблюдения и изучения архитекторов.

Абсида Храма Иоанна Предтечи
Абсида
Храма Иоанна Предтечи.

Церковь в Форосе. Мозаика на фасаде Алтарной абсиды
Мозаика на фасаде Алтарной абсиды.
Форос.

Алтарная абсида Владимирского собора. Севастополь
Алтарная абсида Владимирского собора.
Севастополь.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Пушкин Александр Сергеевич. Сайт поэта и писателя»