Левкас
(от греч. leukos – белый)
Левкас в иконописи – название многослойного грунта, который изготавливался в средневековой русской иконной живописи из алебастрового (гипсового) или мелового порошка, смешивавшегося с животным клеем (рыбьим, мездровым и др.); а в темперной стенной живописи левкас состоял из гашёной извести с наполнителями (толчёным кирпичом, песком, мелко нарубленным льняным волокном, дроблёным известняком).
Левкас наносится на специально подготовленную доску несколькими слоями. Сохранность левкаса при этом тем выше, чем равномернее и тоньше наносились слои.
После высыхания поверхность левкаса тщательно шлифуют. На Руси в старину левкас шлифовали стеблями хвоща. В наше время иконописцы для этой цели применяют наждачную бумагу.
Технические приёмы и подход для выполнения сложных художественных задач в иконописи совершенно специфичны. И потому вполне понятна та крайняя забота и сосредоточенность, которые были свойственны мастерам древности при формировании левкасного слоя.
В иконописи к левкасу предъявляются определённые требования: он должен быть однороден по составу и очень крепок; гладок и одинаково бел по всей поверхности; левкас должен быть устойчив ко всем видам разрушения.
Приготовление левкаса на алебастре было известно ещё в Древней Руси. К нам это умение перешло из Византии. Византийский левкас считался для иконописи самым лучшим – его стойкость и прочность была испытана.
Приготовленный на мелу левкас входит в технику русской иконописи намного позднее и, как более дешёвый, постепенно вытесняет алебастровый. При этом он был менее долговечен и прочен, и даже вредно воздействовал на позолоту.
Свежеобожжённый алебастр прилипает к пальцам при осязании, в отличие от старого, отличающегося большей сухостью. Такой алебастр должен составлять однородную мелкую массу, без всяких примесей, быстро твердеть и легко растворяться в воде.
Используемый для изготовления левкаса мел должен быть чистым и белым, без сторонних примесей, и использоваться в виде тонкого порошка. В России мел хорошего качества был известен под названием «плавленого». Во Франции его название – «блан де Медон» или «блан д'Эспань», применяли его в прессованных кусках или в тонко растёртом порошке.
Левкас представляет собой твёрдый и плотный слой, так же как и та основа, на которую он наносится. Тщательно заглаживаемая левкасная поверхность и его белый цвет (или желтоватый – у настенного левкаса) прекрасно подходят для работы прозрачными слоями красок.
Похвала Богородицы. Дерево, левкас, темпера. 19 век.
|
Портрет Оли. А. Хохрякова. Левкас, масло.
|
Лунная соната. Н. Федотова. Левкас, гуашь, гелевая ручка, лак.
|