Гаагская школа
(от названия города Гаага)
Название происходит от города Гаага. Самое значительное художественное объединение в Нидерландах во II половине девятнадцатого века. Группа художников, которые жили и работали в реалистическом стиле в Гааге между 1860 и 1890 годами. Находилась под значительным влиянием французской барбизонской школы.
Типичные представители: Виллем Рулофс, Йозеф Израэлс, Хендрик Виллем Месдах, Антон Мауве, а также братья Марис.
Йозеф Израэльс (1824 – 1911 г). Выпускник Амстердамской Академии художеств. Ранний период творчества – исторические композиции в академической манере. Для более поздних картин характерны драматические сюжеты и театральные эффекты («На кладбище», 1856). Расцвет творчества – в 1870 г, когда художник жил возле Гааги, в Схевенингене («Швеи», «Дети на брегу моря»). В этих произведениях подкупающе правдиво передана народная жизнь. Для зрелого творчества характерно проникновение в душевный мир человека и трагедию его судьбы. Все художественные средства картины – цвета, композиция, подчинены одной цели – раскрытию человеческих эмоций. Драматична женщина у ложа скончавшегося мужа («Одна на свете», 1878). Трагично полотно «Когда стареют», 1883 г.
Израэльс ратовал за национальную школу голландского искусства и укрепление реализма, сгруппировав вокруг этих идей передовых художников. Его единомышленники – пейзажисты Х. Месдага, А. Мауве, братья Морисы.
Значительную роль в развитии искусства Голландии того времени сыграла Гаагская Академия художеств, лидером которой был Антон Мауве (1838 – 1888 г). Он же стал и главой гаагской школы. В его картине «Пахарь» (1870-е) крестьянин тихо бредёт за плугом среди бескрайних полей. Такая же слитность пейзажа присуща полотну «Овцы в лесу» (1870). Зимний пейзаж с овцами становится лейтмотивом его картин. Художник передаёт безбрежное количество нюансов серого и белого цветов в цветах овечьей шерсти, снега, серого неба («Овцы зимою», 1880 г.)
Проблема пленэра решается художником в акварелях, в которых наиболее ярко виден его талант великолепного колориста («Возвращение домой», 1880 г.).
Проблема пленэра выражена и в морских пейзажах Хендрика Виллема Месдага (1831 – 1915 г). Это первый маринист XIX века, который изобразил Голландию как морскую державу. Получив художественное образование в Бельгии (его учитель – пейзажист В. Рулоефс), Месдаг достиг расцвета творчества в Гааге, где с 1869 г. он пишет морские пейзажи в Схевенингене.
Художник пишет море в разное время дня и при разной погоде. Море Месдага чаще всего покрыто рыбацкими лодками, уходящими в открытое море или возвращающимися назад с рыбой. В пейзаже «Парусные лодки» (1875 г) ритмичным чередованием парусов он передаёт безбрежность и глубину моря. В картинах художника выражено своеобразие голландской природы. Месдаг стал первым значительным коллекционером современной живописи. Его коллекция барбизонских картин легла в основу гаагского музея его имени.
Значительный вклад в гаагскую школу внесли братья Марис. Старший и самый талантливый – Якоб Марис (1837 – 1899 г.) – выпускник Антверпенской Академии художеств. Это художник широкого диапазона, работавший во многих жанрах, который сумел настолько широко раскрыть родную природу в своих пейзажах, как никто из его современников.
Пейзажи Я. Мариса глубоко лиричны и проникнуты интимной прелестью. На них можно увидеть сокровенные закоулки старых городов («Деревянный мост», 1878 г.), но есть и картины, на которых раскинулось бескрайнее море или широкая река. Не всегда точна натура на его картинах. Порой художник, подобно Ионкинду, создаёт словно типичный образ природы Голландии, с её характерными признаками: ветряными мельницами, лодочными мачтами на канале, разводными мостами или высокими узкими домами на берегу канала.
Каналы Амстердама. Якоб Марис.
|
Возвращение домой. А. Мауве. 1880-е г.
|
Закат. Хенрик Виллем Месдаг.
|