Гарднеровский фарфор: специфика
Характерной чертой изделий массового выпуска из гарднеровского фарфора, производившихся в восемнадцатом веке, являлась простота.
Изделия из гарднеровского фарфора считались лучшими в России. Этот фарфор не имел соперников до середины девятнадцатого века. Некоторые же изделия не уступали иностранным.
Гарднеровский фарфор получил своё название от имени основателя Ф.Я. Гарднера. Выпускался на фарфоровом заводе в Вербилках, который был куплен Гарднером в 1766 году. Для основания данного предприятия Франц Яковлевич Гарднер купил у князя Николая Урусова землю в Дмитровском уезде. В марте 1766 года он представил копию с купчей при челобитной в Мануфактур-коллегию.
Фабрика Гарднера в отличие от Императорского завода работала для нужд широкого потребителя. Она вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и её росписи. Позже по этим образцам русские заводы в течение более чем ста лет изготавливали свою продукцию.
В середине 1770-х годов в Вербилках совместно с выпуском обычных массовых изделий начинается создание уникальных предметов. Они предназначались для подарков высокопоставленным чиновникам из Петербурга и Москвы.
В 1775 году в качестве подарка для самой императрицы на фабрике был изготовлен фарфоровый сервиз. Он так понравился императрице, что фабрике был сделан заказ на орденские сервизы. В 1777 – 1783 году были выпущены Андреевский, Георгиевский, Владимирский и Александровский сервизы. На них появляется маркировка гарднеровской фабрики, которая свидетельствовала о том, что Гарднер больше не нуждался в маскировке собственных изделий под мейсенские.
Вскоре, стремясь соответствовать модным веяниям, Гарднер начинает выпуск статуэток. В конце восемнадцатого века на фабрике выпускалось изделий из фарфора на сумму двадцать пять тысяч рублей. По статистике 1812 года фабрика изготавливала восемьсот дюжин посуды. В то время на фабрике работало двести тридцать рабочих. С 1833 года был освоен выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х годах – изделий из опака.
В начале девятнадцатого века в развитии гарднеровского фарфора начался новый этап. Заводские художники отказались от прямого следования европейским образцам и начали искать свой собственный стиль. Ампирные формы прекрасно сочетались с цветовой насыщенностью декора и жанровостью изобразительных мотивов.
Императорский фарфоровый орденный сервиз. Фабрика Гарднера.
|
Тарелка. Фабрика Гарднера.
|
Пасхальное битие яиц. Фабрика Гарднера.
|