«Чесма» (броненосец)
Эскадренный черноморский броненосец. Является вторым из серии четырёх кораблей, построенных по типу «Екатерина II». Был построен на верфи РОПиТа, в Севастополе. Получил название «Чесма» 30 сентября 1883 года. Был заложен 25 сентября 1884 года. Корабль был спущен на воду 6 мая 1886 года. К флоту причислен 17 мая 1889 года. 18 марта 1907 года был разоружен и сдан в порт. С 1912 года использовался как мишень.
Строителем корабля от РОПиТ был назначен штабс-капитан К. Н. Арцеулов. Наблюдателем строительства корабля от Морского министерства стал А. П. Торопов – капитан корпуса корабельных инженеров. Его помощником был поручик Отто.
30 июня 1882 года Н.Н. Сушев (член правления РОПит) заключил в Севастополе контракт с конторой Санкт-Петербургского порта на постройку по спецификациям и чертежам первого черноморского броненосца под названием «Екатерина II» и ещё двух кораблей. Общество по договору должно было немедленно начать строительство и построить всё, за исключением брони, машин, шлюпок, артиллерии, такелажа и якорей с цепями. То есть на деле РОПиТ должно было изготовить лишь корпуса суден, а уже в процессе строительства установить всё перечисленное выше оборудование, которое Морское министерство обязывалось поставлять в заранее оговоренные сроки.
При строительстве броненосце учитывался опыт службы корабля «Петра Великого». В конце августа 1883 года адмирал И.А. Шестаков приказал поставить на рассмотрение в МТК вопросы о продлении брони на всю длину судна, о сокращении количества 305-мм орудий до четырёх и о том, чтобы разместить их в башнях французской фирмы «Форж и Шантье». А также о распределении по батарейной палубе четырнадцати 152-мм орудий. В декабре 1883 года МТК утверждает удлинение броневого пояса. При этом он отказывается от изменения вооружения. Заказ на броню для корабля был рамещён на шеффилдском заводе «Кэмел». Два снижающихся орудийных станка 305-мм орудий были заказаны на заводе «Андерсона» в Англии. По их образцу предполагалось сделать четыре оставшихся орудия на Обуховском заводе. 12 февраля 1884 года был заключён договор с фирмой «Коккериль» в Бельгии на постройку двух трёхцилиндровых машин, паровых котлов, а также вспомогательного оборудования.
Броненосец «Чесму» планировалось ввести в строй в одно и то же время с «Екатериной II». В июле 1884 года Морское министерство запрашивает у правления РОПиТ об ускорении выполняемых на корабле работ и о перенесении спуска броненосца на воду. Теперь «Чесму» планировалось спустить на воду в мае 1886 года. Ради этого откладывается заказ машин для «Синопа» и спуск на воду этого корабля.
Эскадренный броненосец Чесма на стрельбах в районе Ялты. 5 мая 1893 г.
|
Броненосный корабль Чесма. 1906 г.
|
Исключённое судно № 4 (Чесма) под обстрелом с линейного корабля Иоанн Златоуст. 1912 г.
|