Холмогорская резная кость
Холмогорская резная кость – традиционный художественный народный промысел. Резьба по кости возникла в Архангельской области, в Холмогорах в семнадцатом веке. Холмогорская резьба по кости существует уже порядка четырёхсот лет.
В восемнадцатом веке мода на бытовые изделия из кости: шахматы, шкатулки, гребни, туалетные коробочки, чарки, табакерки, деревянные ларцы-теремки, которые оклеивались костяными пластинками, окрашенными в жёлтый, коричневый или оранжевый цвет, способствовала развитию искусства Холмогорской резной кости.
Изделия декорировались ажурной резьбой «на проём» и гравировкой. Ажурная резьба «на проём» - это подкладка под резьбу слюды или цветной фольги, которые усиливали декоративность. В центре предмета размещалось сюжетное изображение – охотничья или бытовая сцена. Орнамент составляли ягоды, веточки, зигзаги или завитки. В технике низкого и высокого рельефа создавались иконы, кресты, портреты царей на кубках и прочие фигурные изображения.
Резная холмогорская кость объединяет черты городского и крестьянского искусства. Немецкие и нидерландские образы, западные гравюры, с которыми холмогорские мастера могли ознакомиться в петербургских коллекциях, повлияли на их мастерство.
Во второй половине восемнадцатого века местные художники, применяя творческое воображение, перерабатывают темы профессионального искусства. Для орнамента становятся характерны изображения местных растений и животных.
Мастерам этого направления свойственно богатое и образное воображение, тонкая передача национальных мотивов. Артистично созданные поделки холмогорских мастеров вошли в фонд выдающихся изделий русского декоративно-прикладного искусства. Для работы холмогорские мастера использовали мамонтовую и моржовую кость, цевку, изготавливая из них как повседневные вещи, так и предметы роскоши. Их заказчиками стал не только царский двор, но и храмы с монастырями.
Обобщённостью силуэта и формы, простотой и симметричностью орнамента, применением плоской резьбы отличаются изделия Ф.Я. Лопаткина, Евсея Головина, О.Х. Дудина и др.
В девятнадцатом веке в Холмогорах трудились семьи Калашниковых, Шубиных, Угольниковых, однако промысел постепенно шёл на спад. К началу двадцатого века искусство резьбы по кости фактически прекращает своё существование и подобным творчеством продолжают заниматься только единицы.
Кубки с портретами. Мастерская О. Дудина.
|
Набор курительный. Зуб кашалота. В. Просвирин. 1987 г.
|
Коробочка. Кость мамонтовая. В. Виталин. 1993 г.
|