Мадригал
(от итальянского madrigale или от латинского matricale — песня на родном (материнском) языке)
Традиционно понятие «мадригал» (в переводе с итальянского означает песня на родном языке) имеет два значения: музыкальное и литературное.
В рамках первой теории предполагается, что изначально мадригал представлял собой лирическую песню, исполняемую итальянскими пастухами. Со временем этим понятием стали определять жанр хоровой, многоголосной музыки. Это лирические стихотворения, посвященные и восхваляющие дам, положенные на музыку. Представители средневекового мадригала – Якопода Болонья, Франческо Ландини писали только двух-трех голосные произведения, с использованием имитационной полифонии. Обычно, произведения создавались в стихотворной форме, в виде строф, но с обязательным включением аккомпанемента или проигрыша, в котором звучали новые вариации.
Интенсивно развиваться этот жанр начал в XIV веке, в эпоху раннего Возрождения. Поэты Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франко Саккетти , такие композиторы как Ландини и Казелла активно использовали в своем творчестве жанр 2-3 голосной песни. В XVI веке мадригал стал представлять собой 4-5 голосную вокальную поэму, с разнообразными поэтическими формами, подвергся некоторым изменениям под действием фроттолы – близкой к балладе многоголосой песни.
Жанр эволюционировал от простых хоровых песен к сложным эмоциональным произведениям. Получив широкое распространение в Италии и других европейских городах, мадригал захватил таких писателей как Аркальдельт, Лука Маренцио, Монтеверди, Орацио Векки, Палестрина и других известных авторов. Мадригал был расширен введением ариозо – вид арии со свободным построением. Жанр разделился на два вида: Ricercare, Fantasia, Toccata. Madrigaletto – короткий, и Madrigalone – большой. В Англии представителями этого своеобразного жанра стали Уильям Бёрд, Томас Морли, Орландо Гиббонс. Во Франции похожим жанром стал шансон, в котором популярным было применения звукоподражательных элементов. В Германии мадригал не получил должного распространения. Поэтому наиболее известные представители этого жанра были голландец (Орландо Лассо) и фламандец (Якоб Реньяр).
С течение времени мадригал подвергался различным влияниям и изменениям, в результате чего стал схож с эпиграммой – коротким ироничным стихотворением. Так он приобрел свое второе значение, - литературное.
Появившись в литературе эпохи Возрождения у итальянцев, мадригал стал популярным у испанских и французских поэтов как стихотворение, относящиеся к любовной лирике, но имеющее сатирический подтекст или шутливое содержание. В русскую литературу это понятие пришло в конце XVIII века как альбомная поэзия.
Мадригал использовался лишь при легком флирте, но никогда при серьезных увлечениях. Он весьма лаконичен, содержит не больше двенадцати связанных рифмой строк. Он может быть далек от правды, искренность в данном случае не важна. Главное, чтобы стихотворение восхваляло даму, которой оно адресовано, даже если чувства преувеличены. Услышать мадригал в свой адрес лестно, но он не должен восприниматься серьезно. Ему свойственны остроумие, приукрашивание, ирония и чуть-чуть печали. Автор восхваляет объект страсти, даже не пытаясь добиться взаимности, потому что она никогда не обратит внимания на такого как он. Это в своем роде способ светского развлечения, разновидность флирта.
В русской поэзии использовали мадригалы в своем творчестве И. И. Дмитриев, А. П. Сумарков, позднее - Батюшков, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Обычно, настоящее имя дамы, которой было адресовано послание, заменялось на вымышленное: Алина, Селина, Липа и прочее.
«Вы всё имеете, чем нежный пол гордится Приятности красу и свежесть юных лет Кто знает разум ваш – дивится, Кто знает сердце – тот своё вам отдает»
- мадригал, написанный В.И. Туманским. |
Нередко жанр приобретал форму эпиграммы. Например, «Мадригал полковой даме» Н.С. Гумилева:
«Как гурия в магометанском Эдеме, в розах и шелку Так Вы в лейб-гвардии уланском Ее величества полку». |
Мадригал. Ноты.
|
Мадригалы. Франческо Петрарка.
|
Исполнители мадригалов.
|